Некоторые из эвристик и предубеждений, часть 2
Центральные черты
Эффект ореола
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фрейминг
Эмоции в переговорах
Автор: Дмитрий Сёмин
Автор:
Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер
Факторы восприятия.
Как обычно происходит восприятие нового сотрудника в компании?
Подтверждение гипотезы.
Незнакомый объект-> Поиск деталей-> Детали найдены-> Объект категоризирован-> Выборочное восприятие деталей-> Категоризация усилена.
сотрудник не знаком;
поиск деталей. Образование, опыт работы, внешний вид, поведение;
детали найдены. Выяснено, что сотрудник закончил престижный университет и обладает необходимым опытом работы, опрятный внешний вид, хорошие коммуникативные навыки;
сотрудник категоризирован как обладающий большим потенциалом, перспективный;
выборочное восприятие деталей. Сотрудник начинает работать и справляется лишь с частью заданий. Он совершенно не способен организовывать свое время и не сдал ни одного задания в срок, зато хорошо работает в команде и производит положительное впечатление при личном общении. Менеджер воспринимает то, что сотрудник обладает хорошими коммуникативными навыками и игнорирует то, что сотрудник не показывает требуемых результатов в работе;
категоризация усилена. Менеджер подтвердил собственную гипотезу относительно данного сотрудника.
Эффект актера и зрителя.
Новый сотрудник может делать что-то неправильно с точки зрения его коллег по причине того, что ему никто не рассказал, как принято в этой организации. Другие сотрудники могут сделать вывод, что новый сотрудник некомпетентен. Таким образом, зритель считает, что причиной поведения актера являются внутренние факторы, такие как некомпетентность. В то же время, зритель дискредитирует внешние факторы, такие как отсутствие надлежащей социализации на работе и знакомства с коллегами; отсутствие обучения в начале работы.
Эффект «ложного взаимопонимания».
Существует психологический эффект “ложного взаимопонимания”. Некоторые руководители, объяснив новому сотруднику подробности его работы, считают, что он понимает их с полуслова и вообще умеет читать мысли. Руководитель должен удостовериться, что новый сотрудник понял именно тот смысл сообщения, который был изначально заложен. То есть, понять, что стороны говорят об одном и том же. Это может касаться описания должностных обязанностей, рассказа об корпоративной культуре и много чего другого. Сотруднику полезно задавать такие вопросы, как: “насколько я вас понял,” “если я правильно вас понимаю, вы хотите, чтобы я….”.
О тех обязанностях, которые опытные сотрудники воспринимают как должное, новый сотрудник может не знать вообще. Например, что правило хорошего тона – приносить конфеты к столу. А сотрудник может интенсивно работать и вообще не пить чай. И так никогда и не узнает, что на него косо смотрели и уволили именно потому, что он не приносил конфеты к чаю.
Автор статьи: Дмитрий Семин, президент SeminGroup.
www.semingroup.ru
Центральные черты
Эффект ореола
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фрейминг
Эмоции в переговорах
Автор: Дмитрий Сёмин
Что препятствует реализации идей в компании?
Факторы-модераторы, необходимые для имплементации инновации
Автор: Дмитрий Сёмин
Распространенные виды коммуникации в организации.
5 причин возникновения блоков в коммуникации
Автор: Дмитрий Сёмин
Три возможные причины неадекватного поведения руководителей
К чему приводит неуважительная манера управления?
Автор: Дмитрий Сёмин