Главная / Материалы / Решения / Ошибки в суждении

Ошибки в суждении

Автор: Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер

Ошибки в суждении

Фундаментальная ошибка в приписывании личностных качеств:

  • тенденция недооценивать воздействие сторонних факторов и переоценивать воздействие внутренних факторов при формировании суждений об остальных.

Эффект актера и зрителя:

  • тенденция для актеров и обозревателей видеть причины поведения актера по-разному;
  • тенденция приписывать наши успехи к внутренним факторам, но возлагать ответственность за неудачи на внешние факторы.

Стереотипы.

Суждение о человеке на основании собственного восприятия группы, к которой принадлежит человек.

Проекция.

Присваивание собственных характеристик другим людям.

Ложный эффект согласованности.

Тенденция предполагать, что другие ведут себя или думают, так же как и мы – в большей степени, чем это на самом деле есть.

Эффект контраста.

Оценки человека подвергаются сравнениям с другими людьми (более высокого или же более низкого ранга), которые также недавно оценивались.

Ошибки в чрезмерной снисходительности или излишней строгости и жесткости.

Тенденция воспринимать производительность работы оцениваемого как чрезвычайно высокую или же чрезвычайно низкую.

Эффект похожести на себя.

Тенденция давать более удовлетворительные оценки людям, которые похожи на них самих в терминах своего происхождения или убеждений.

Эффект ореола.

Создавать общее впечатление о человеке на основе единственной характеристики.

Теория приписывания собственных качеств другим людям.

Мы обозреваем поведение людей и затем приписываем причины этому поведению.  Таким образом, мы пытаемся объяснить, почему люди ведут себя определенным образом.

Ключевой элемент: внутренний (диспозиционный) или внешний (ситуационный).

Что мы можем сделать, чтобы избежать этих ошибок?

  • Обучающие программы;
  • Увеличить взаимодействие персонала/подчеркнуть уникальные характеристики сотрудников;
  • Проверять свои предположения, рассматривать ситуационное воздействие;
  • Проводить структурированные интервью;
  • Behaviorally anchored rating scales (BARS);
  • Frame of reference training.
Категория:

Читайте также

mok-youРазработка Маркетингового Агентства MokYou
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с mal-profi.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера, которые помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей.
Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Пользовательским соглашением и Уведомлением об использовании файлов cookie.
Понятно