8. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения (часть 2)
Стили обучения:
- сбор информации: конкретный опыт, абстрактная концептуализация;
- оценка полученной информации: активное экспериментирование, размышления над наблюдениями.
Комбинируя стили сбора информации и оценки полученной информации, мы получаем 4 стиля обучения:
- converging – абстрактная концептуализация, активное экспериментирование;
- diverging – конкретный опыт, размышления над наблюдениями;
- ассимилирование(Assimilating) – абстрактная концептуализация, размышления над наблюдениями;
- приспособление(Accomodating) – конкретный опыт, активное экспериментирование.
ВЫВОД №2: при проведении тренинга, важно понимать, что участники обладают разными стилями обучения. Для того, чтобы произвести максимальный обучающий эффект для всех типов обучаемых, этапы обучения должны следовать в следующем порядке:
- Конкретный опыт -> Размышления над наблюдениями -> Абстрактная концептуализация -> Активное экспериментирование.
Социально-когнитивная теория
Согласно социально-когнитивной теории, люди обучаются, обозревая поведения других, имитируя и моделируя их поведение.
- наблюдение. Обучение через наблюдение действий других людей и последствия этих действий. Имитация произойдет, если ролевая модель получает вознаграждение за поведение. Существует 4 ключевых элемента, необходимых для обучения через наблюдение: внимание, запоминание, репродукция навыка путем практики и повторения, вознаграждение поведения;
- само-эффективность. Суждения, которыми обладают люди, касательно их способности успешно выполнять определенный вид задания. Люди не всегда повторяют поведения других людей, так как они могут быть не уверены в собственной способности успешно выполнить определенное задание. Само-эффективность влияет на то, какие задачи люди выбирают себе для выполнения, количество усилий и упорство при выполнении задания, эмоциональные и стрессовые реакции, результаты;
- само-регуляция. Управление собственным поведением с помощью контроля внутренних процессов. Наблюдение за собственным поведением и поведением окружающих, вознаграждение себя за достижение целей.
ВЫВОД №3: наблюдение за другими участниками и тренером во время деловых игр на тренинге, а также упражнений по моделированию поведения – само по себе является эффективным средством обучения. Прохождение тренингов повышает ощущение само-эффективности в выполнении определенных заданий, что повышает продуктивность при выполнении этих заданий на работе.
Ориентация на цель
- цели мастерства – цели, ориентированные на процесс обучения. Эффективны для приобретения новых навыков и компетенций;
- цели производительности – цели, ориентированные на достижение результата. Данные цели фокусируют внимание на достижении определенных результатов. Эффективны для инивидуумов, которые хотят продемонстрировать свою компетентность и хотят получить одобрение от коллег и руководства.
ВЫВОД №4: тренирующиеся, которые ставят себе цели по достижению определенного уровня мастерства, имеют более высокую внутреннюю мотивацию, само-эффективность и метакогнитивную активность. Все эти факторы положительно относятся к обучению и производительности.
Также есть другие теории, которые учитываются при создании тренинговых программ:
- теория оперантного обуславливания Скиннера;
- теория потребностей по Маслоу;
- ERG Альдерфера;
- теория Ожидания;
- теория постановки целей.
Следующая статья: 9. Когда тренинг является наилучшим решением?