Часть 1. Общее развитие тренера, как личности.
Часть 2. Профессиональные навыки (теория и практика).
Часть 3. Методическая разработка тренинга.
Часть 4. Практическое ведение и отработка.
Часть 5. После тренинга – внедрение.
Часть 1. Общее развитие тренера, как личности.
- Листок учета: моя оценка себя в течение всего курса, отметки о развитии, получении новых знаний и навыков.
- Ваши требования к идеальному тренеру?
- Инд работа: Оцените себя, какие качества личности вам нужно развить, чтобы стать успешным тренером. Что уже есть и что изменить в себе?
- Элементы личностного роста тренера. Осознанность. Нейтральность. Принятие.
- Состояние тренера – негатив, позитив, внутренние установки и убеждения – как они мешают и помогают вести группу. Какими качествами личности тренер должен обладать? Из чего складывается харизма тренера? Позиция тренера по важным вопросам – во что верит, чего придерживается, что он думает о манипуляции, трюках, неэтичных приемах и т.д.
- Какие манеры ведения бывают у тренера? Лидерство/пассивность/предлагать/любить/заставлять. Какому участнику, какие темы и манеру можно посоветовать, опираясь на его качества?
- Тренер, как зеркало для участников. Три плюса быть тренером – саморазвитие, способность быть вкладом в жизнь людей, заработок.
- Цели тренера
- Логическая: обучить заявленной программе, увидеть потенциал в каждом участнике и вдохновить, создать мотивацию к внедрению.
- Организационная: обеспечить необходимым материалом, организовать пространство для занятий.
- Эмоциональная: привести участников в необходимое для применения на практике эмоциональное состояние.
Часть 2. Профессиональные навыки (теория и практика)
- Знание предметной области
- Коммуникативные навыки
- Навыки публичных выступлений
- Технические навыки
1. Знание предметной области
- Андрагогика. В чем отличия в обучении взрослых и детей? Наука об обучении взрослых.
- На какие темы вы бы хотели проводить тренинги? Проверка, знает ли человек суть тем, которые будет проводить
- Какие виды тренингов вы знаете? В чем особенность бизнес-тренингов?
- Какие виды упражнений вы знаете и их основные отличия? Цели их применения?
2. Коммуникативные навыки
Контекст самопрезентации.
Фокус: на себя (павлин) или на цели группы и тренинга.
Контакт с индивидуумом и аудиторией.
Контакт с аудиторией:
- Открытая позиция
- Прикосновения
- Риторика, положение тела
Присоединение по:
Умение общаться с группой:
- Открытые вопросы
- Вербализация
- Слушание
- Контакт с индивидуумом.
- Развитие внимательности
3. Навыки публичных выступлений
Эмоциональная настройка
Композиция выступления (как удерживать внимание аудитории).
- Экспозиция
- Завязка
- Развитие
- Кульминация
- Развязка
Типы выступлений и их цели:
- Действенное (убедить и побудить к действию)
- Информационное (проинформировать, донести информацию)
- Развлекательное (расслабить, переключить внимание, поднять настроение)
Построение действенного выступления:
- История (пример)
- Предложение (призыв)
- Выгода (доводы, аргументация)
Языковые инструменты тренера.
- как давать обратную связь участникам
- как собирать обратную связь участников (рефлексия).
Способы воздействия на партнёра – публику
- Методы активизации аудитории
- Реагирование на поведение «трудных» участников
- Приемы воздействия на аудиторию, как убеждать, отвечать на вопросы и возражения.
Приёмы:
- Расстояния и перемещения.
- Контрасты голоса и паузы
Приёмы убеждения:
- Вывод на «да»
- Риторические вопросы
- Предмет согласия в начале
- Повышение самооценки слушателя
- На равных
Работа c группой
- Группа как (зеркало, мотиватор, источник ресурсов).
- Условие эффективной работы группы.
- Групповая динамика для малых групп
- Групповая динамика для больших групп
- Удержание инициативы
- Передача инициативы
- Навыки актерского мастерства
4. Технические навыки
Использование поверпоинт, прези, флипчарта, проектора, видеокамеры и других программных и технических средств для проведения тренинга.
Часть 3. Методическая разработка тренинга.
- Провести анализ потребностей в обучении
- Поставить цели и задачи обучения
- Провести анализ (анкетирование) группы
Композиция (технология) тренинга.
- как начать тренинг и собрать запрос?
- как вы видите композицию тренинга?
- какие части и блоки в него входят? Как они сочетаются друг с другом?
- что главное надо передать участникам?
- как закончить?
- как подобрать упражнения?
- разработка программы и распределения времени тренинга
- какой литературой тренер пользуется, что ему нравится, что хотел бы порекомендовать.
- происхождение тренингов – откуда они – авторские, лицензионные
- учебные методички – требования
- как провести оценку эффективности обучения
Часть 4. Практическое ведение.
Практическое проведение отдельных элементов и частей тренинга.
Навыки планирования и проведения бизнес-тренинга. Расстановка приоритетов. Управление временем. Вовлечение всех участников в работу группы. Наблюдение за результатами обучения. Получение обратной связи от участников. Сочетание планирования и импровизации.
Практическое проведение больших блоков.
- Начало. Установление контакта. Создание необходимого эмоционального фона.
- Продолжение. Работа с личностным аспектом. Поддержка участников.
- Медитации и их использование для целей тренинга.
- Музыка, ее влияние и использование. Ведение практических упражнений.
- Видеосъемка и ее разбор.
- Работа с контекстом.
- Поддержание энергии тренинга.
- Использование потенциала участников для достижения целей тренинга.
- Индивидуальная работа с участниками.
- Работа с ценностями – практика.
- Способы повышения осознанности участников.
- Способы повышения ответственности участников.
- Эффективное и эффектное завершение тренинга.
Часть 5. После тренинга
- Послетренинговое сопровождение участников.
- Проведение тренингов с супервизией.
- Проведение специальных тренингов
Итог тренинга для тренеров:
Что я понял, чему научился, что развивать дальше, как тренеру, на основании листка учета.