+7 (495) 215-16-73
sg@semingroup.ru Контакты
Главная   Статьи   3. Эвристика подтверждения гипотезы

3. Эвристика подтверждения гипотезы

Подтверждение гипотезы. У людей есть тенденция искать и интерпретировать информацию таким образом, что она подтверждает предубеждение человека. Предпочтение информации которая согласуется с гипотезой. Информация, противопоставляющая изначальной гипотезе, дискредитируется.
Допустим, что вы решили купить новые солнцезащитные очки. Вам нравится марка
Ray Ban, но, для того, чтобы «объективно» оценить представленные в интернет-магазине модели очков и выбрать наиболее подходящую модель, вы решили тщательно проанализировать ассортимент. Вы залезли на сайт и стали смотреть модели очков: «нет, эти слишком большие, а у этих стекло более светлое чем в Ray Ban, эти похожи на Ray Ban, но недостаточно хороши..». Затем вы заходите на форум, посвященный моде, и читаете сообщения: «Ray Ban являются классикой, они подходят для любого мероприятия», «Ray Ban стоят слишком дорого, берут деньги за бренд». Вы соглашаетесь с первым комментарием и игнорируете комментарий, что данный бренд слишком дорого стоит, заметив для себя, что «автор поста слишком мало зарабатывает». После этого, вы все-таки заказываете ту модель, какую изначально планировали купить. Имея доступ к большому количеству информации, вы интерпретировали ее таким образом, чтобы подтвердить свою гипотезу, что Ray Ban – лучший бренд. Еще один пример:

В какой последовательности идут числа?

12 14 16

2 4 6

9 11 13

18 20 22

Все говорят, что через 2, до того, как показывают эти цифры:

1 2 3

Правильный ответ - последовательность цифр увеличивается.

Якорь.
Первоначальное предложение имеет большое влияние на процессы мышления. Допустим, вы хотите заказать корпоративный вебсайт и для этого, вы встречаетесь с двумя веб-студиями. В первой веб-студии, вам говорят, что сайт стоит 150,000 рублей. Во второй веб-студии, вам говорят, что сайт стоит 560,000 рублей. Естественно, вы подумаете, что во второй веб-студии просят слишком много. Но, если изменить очередность встреч, то вы будете думать, что 150,000 рублей за сайт – это слишком мало.
Самоуверенность.
Тенденция быть излишне уверенным в безошибочности собственных суждений. Часто, когда мнение человека по какому-то предмету сформировано, его очень сложно изменить. У людей встречаются ошибочные убеждения, и если люди за них держатся, могут быть совершены неправильные решения.
Склонность к взгляду в прошлое.
Тенденция видеть то, что уже случилось, как неизбежное и очевидное. Эффект “я знал это с самого начала”. Муж и жена едут в машине по проселочной дороге. Они встречают развилку. Жена говорит мужу «поехали направо», и они поворачивают направо. Через пол часа, они заехали в болото и у них заглох мотор. Муж говорит «я с самого начала знал, что нужно было поворачивать налево!». Но если знал, почему не повернул?