Главная / Материалы / Менеджмент / Бихевиоризм в менеджменте. Поощрения и наказания

Бихевиоризм в менеджменте. Поощрения и наказания

Автор: Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер

Бихевиоризм в менеджменте. Поощрения и наказания

Бихевиоризм. 4 способа получения желаемого поведения от сотрудников:

наказание: прилагается негативный стимул, нежелательное поведение уходит. «Вы сегодня опоздали на работу, это крайне непрофессионально. Впредь, пожалуйста, приходите во время или предупреждайте заранее»;
позитивное поощрение: прилагается положительный стимул, желаемое поведение поощряется. Пример – руководитель хлопает сотрудника по спине после того, как сотрудник успешно провел презентацию;
избегание неприятного стимула: Негативный стимул убирается, если выполняется определенное поведение. Для того, чтобы избежать ворчания руководителя, сотрудник качественно выполняет свои должностные обязанности;
исчезновение: Стимул убирается, и, как следствие, нежелательно поведение уходит. Сотрудник шутит во время совещаний, так как получает поощрение – смех коллег. Если коллеги перестают смеяться над его шутками, он перестает шутить (нежелательное поведение уходит).
Как эффективно наказывать.

У наказаний и жесткого стиля управления есть существенные недостатки. Во-первых, сотрудник будет ассоциировать негативные последствия наказания с руководителем, который его администрировал. Во-вторых, в отсутствие руководителя, нежелательное поведение будет появляться снова. В-третьих, когда сотрудника наказывают, он узнает, чего делать нельзя. Но при этом, сотруднику никто не говорит, как выполнять работу правильно.

Что стоит помнить об администрировании наказаний?

наказывайте только в тех случаях, когда это на самом деле необходимо;
администрируйте наказание немедленно после поведения сотрудника;
объясните причины наказания в уважительной манере;
объясните сотруднику, как правильно поступать в данной ситуации;
наказывайте поведение, а не человека;
удостоверьтесь, что наказание вызывает необходимую негативную реакцию, но не переусердствуйте с наказанием;
будьте последовательны. Если вы наказываете какое-то поведение, делайте это всегда и со всеми сотрудниками;
не наказывайте желаемые поведения.
Как вознаграждать:

убедитесь, что награда обладает поощряющими качествами именно для того сотрудника, которому она назначается;
вознаграждения сотрудников должны быть следствием их результатов, а не личных предпочтений руководителя;
не вознаграждайте нежелательные поведения.
Помните, что каждое ваше поведение, как сотрудника или руководителя, и каждое ваше слово приводят к определенному результату. Никогда ничего не делайте и не говорите просто так. Если вы что-то делаете или говорите, это должно быть средством для выполнения важной организационной задачи.

Категория:

Читайте также