+7 (495) 215-16-73
sg@semingroup.ru Контакты
Главная   Статьи   Как коллеги и руководители воспринимают нового сотрудника?

Как коллеги и руководители воспринимают нового сотрудника?

Факторы восприятия.

Как обычно происходит восприятие нового сотрудника в компании?

Подтверждение гипотезы.

Незнакомый объект-> Поиск деталей-> Детали найдены-> Объект категоризирован-> Выборочное восприятие деталей-> Категоризация усилена.

  • сотрудник не знаком;
  • поиск деталей. Образование, опыт работы, внешний вид, поведение;
  • детали найдены. Выяснено, что сотрудник закончил престижный университет и обладает необходимым опытом работы, опрятный внешний вид, хорошие коммуникативные навыки;
  • сотрудник категоризирован как обладающий большим потенциалом, перспективный;
  • выборочное восприятие деталей. Сотрудник начинает работать и справляется лишь с частью заданий. Он совершенно не способен организовывать свое время и не сдал ни одного задания в срок, зато хорошо работает в команде и производит положительное впечатление при личном общении. Менеджер воспринимает то, что сотрудник обладает хорошими коммуникативными навыками и игнорирует то, что сотрудник не показывает требуемых результатов в работе;
  • категоризация усилена. Менеджер подтвердил собственную гипотезу относительно данного сотрудника.

Эффект актера и зрителя.

Новый сотрудник может делать что-то неправильно с точки зрения его коллег по причине того, что ему никто не рассказал, как принято в этой организации. Другие сотрудники могут сделать вывод, что новый сотрудник некомпетентен. Таким образом, зритель считает, что причиной поведения актера являются внутренние факторы, такие как некомпетентность. В то же время, зритель дискредитирует внешние факторы, такие как отсутствие надлежащей социализации на работе и знакомства с коллегами; отсутствие обучения в начале работы.

Эффект «ложного взаимопонимания».

Существует психологический эффект "ложного взаимопонимания". Некоторые руководители, объяснив новому сотруднику подробности его работы, считают, что он понимает их с полуслова и вообще умеет читать мысли. Руководитель должен удостовериться, что новый сотрудник понял именно тот смысл сообщения, который был изначально заложен. То есть, понять, что стороны говорят об одном и том же. Это может касаться описания должностных обязанностей, рассказа об корпоративной культуре и много чего другого. Сотруднику полезно задавать такие вопросы, как: "насколько я вас понял," "если я правильно вас понимаю, вы хотите, чтобы я....".

О тех обязанностях, которые опытные сотрудники воспринимают как должное, новый сотрудник может не знать вообще. Например, что правило хорошего тона - приносить конфеты к столу. А сотрудник может интенсивно работать и вообще не пить чай. И так никогда и не узнает, что на него косо смотрели и уволили именно потому, что он не приносил конфеты к чаю.

Автор статьи: Дмитрий Семин, президент SeminGroup.

www.semingroup.ru