+7 (495) 215-16-73
sg@semingroup.ru Контакты
Главная   Статьи   8. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения (часть 2)

8. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения (часть 2)

Стили обучения:

  • сбор информации: конкретный опыт, абстрактная концептуализация;
  • оценка полученной информации: активное экспериментирование, размышления над наблюдениями.
Комбинируя стили сбора информации и оценки полученной информации, мы получаем 4 стиля обучения:
  • converging - абстрактная концептуализация, активное экспериментирование;
  • diverging - конкретный опыт, размышления над наблюдениями;
  • ассимилирование(Assimilating) - абстрактная концептуализация, размышления над наблюдениями;
  • приспособление(Accomodating) - конкретный опыт, активное экспериментирование.

ВЫВОД №2: при проведении тренинга, важно понимать, что участники обладают разными стилями обучения. Для того, чтобы произвести максимальный обучающий эффект для всех типов обучаемых, этапы обучения должны следовать в следующем порядке:

  • Конкретный опыт -> Размышления над наблюдениями -> Абстрактная концептуализация -> Активное экспериментирование.

Социально-когнитивная теория

Согласно социально-когнитивной теории, люди обучаются, обозревая поведения других, имитируя и моделируя их поведение.

  • наблюдение. Обучение через наблюдение действий других людей и последствия этих действий. Имитация произойдет, если ролевая модель получает вознаграждение за поведение. Существует 4 ключевых элемента, необходимых для обучения через наблюдение: внимание, запоминание, репродукция навыка путем практики и повторения, вознаграждение поведения;
  • само-эффективность. Суждения, которыми обладают люди, касательно их способности успешно выполнять определенный вид задания. Люди не всегда повторяют поведения других людей, так как они могут быть не уверены в собственной способности успешно выполнить определенное задание. Само-эффективность влияет на то, какие задачи люди выбирают себе для выполнения, количество усилий и упорство при выполнении задания, эмоциональные и стрессовые реакции, результаты;
  • само-регуляция. Управление собственным поведением с помощью контроля внутренних процессов. Наблюдение за собственным поведением и поведением окружающих, вознаграждение себя за достижение целей.

ВЫВОД №3: наблюдение за другими участниками и тренером во время деловых игр на тренинге, а также упражнений по моделированию поведения - само по себе является эффективным средством обучения. Прохождение тренингов повышает ощущение само-эффективности в выполнении определенных заданий, что повышает продуктивность при выполнении этих заданий на работе.

Ориентация на цель

  • цели мастерства – цели, ориентированные на процесс обучения. Эффективны для приобретения новых навыков и компетенций;
  • цели производительности – цели, ориентированные на достижение результата. Данные цели фокусируют внимание на достижении определенных результатов. Эффективны для инивидуумов, которые хотят продемонстрировать свою компетентность и хотят получить одобрение от коллег и руководства.

ВЫВОД №4: тренирующиеся, которые ставят себе цели по достижению определенного уровня мастерства, имеют более высокую внутреннюю мотивацию, само-эффективность и метакогнитивную активность. Все эти факторы положительно относятся к обучению и производительности.

Также есть другие теории, которые учитываются при создании тренинговых программ:

  • теория оперантного обуславливания Скиннера;
  • теория потребностей по Маслоу;
  • ERG Альдерфера;
  • теория Ожидания;
  • теория постановки целей.

Следующая статья: 9. Когда тренинг является наилучшим решением?