25. Модель COMA – Оценка эффективности проведенного тренинга, часть 3
4 составляющих модели COMA
3 улучшения в модели COMA по сравнению с моделью Киркпатрика
Автор: Дмитрий Сёмин
Автор:
Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер
Методы проведения тренинга – это техники, используемые для передачи материала во время тренинга. Такие тренинговые методы, как лекции, дискуссии и деловые игры, обычно используются при обучении в зале, в то время, как игры и симуляции могут проводиться вне зала.
Лекция – тренинговый метод, в котором тренер организует материал для обучения и устно его презентует. Аудитория практически не участвует в тренинге. Преимуществом лекции является возможность передать большое количество информации большой аудитории в короткий временной промежуток. Короткая лекция также может использоваться для того, чтобы подчеркнуть ключевые обучающие пункты видео или ролевой игры. Недостатком лекции является отсутствие отработки навыков или же изменения отношения к работе.
Дискуссия – двухсторонняя коммуникация между тренером и участниками, а также между самими участниками.
Дискуссия предоставляет участникам возможность:
Дискуссии – это отличный способ развить навыки критического мышления, а также социальные и межличностные навыки.
Аудио-визуальные методы – различные формы медиа (видео, аудио, слайды), которые используются для того, чтобы подчеркнуть ключевые пункты и продемонстрировать определенные поведения. Достоинством данных тренинговых методов является возможность контролировать темп обучения. Более того, видео позволяет продемонстрировать ситуации, которые сложно описать словами, например, общение с враждебно настроенным покупателем, или опасный сбой в работе оборудования.
Кейсы – метод проведения тренинга, в котором участники обсуждают, анализируют и решают задачи, основанные на реальных ситуациях.
Кейсы помогают:
Некоторые кейсы созданы для того, чтобы оценить правильность действий менеджмента в конкретном случае. Другие требуют глубокого анализа ситуации, разработки собственных альтернатив развития компании и рекомендации определенного курса действий. Кейсы также различаются по тематикам: есть маркетинговые кейсы, HR-кейсы, кейсы на аудит и многие другие. Длина большинства бизнес-кейсов составляет 8-20 страниц текста и 2-15 страниц дополнительных материалов: графиков, финансовой отчетности. Harvard Business School является самым известным издателем бизнес-кейсов в мире.
Мини-кейсы – метод тренинга, в котором одна проблема предоставляется для анализа. Мини-кейсы занимают одну-две страницы. Решение таких кейсов позволяет участнику тренинга применить новые знания на практике. Методы кейсов и мини-кейсов применимы в первую очередь, к обучению менеджмента.
Моделирование поведения – метод тренинга, в котором участники наблюдают, как модель выполняет задание, а затем пытаются имитировать наблюдаемое поведение. Например, эксперт показывает, как правильно продавать в торговом зале или по телефону. Обучение наиболее эффективно, когда участник тренинга может идентифицировать себя с моделью и уверен в экспертизе модели. Данный метод популярен при обучении межличностным навыкам, таким как руководство, переговоры, коммуникации, продажи, а также моторным навыкам. Моделирование поведения происходит в 4 этапа:
Поведение разбивается на ключевые навыки. Каждый из навыков прорабатывается отдельно. Когда первый навык отработан и закреплен, тренер переходит к следующему важному навыку. По завершении каждого из этапов, тренер передает участникам обратную связь. Затем все навыки прорабатываются в связке. При таком подходе, участники получают уверенность в том, что они способны успешно выполнять данное задание.
Например, участники тренинга продаж моделируют с тренера установление контакта с клиентом и практикуются в парах. Затем происходит моделирование выяснения потребностей, презентации, работы с возражениями и завершения сделки. В конце, участники практикуются в применении всех этих навыков одновременно. Таким образом, после тренинга, участники могут не задумываясь, проводить все этапы продажи, так как все навыки были множество раз отработаны.
Максимальный трансфер тренинга в данной ситуации обеспечивается, когда модели показывают примеры правильного и неправильного поведения, сотрудники ставят себе цели, руководители сотрудников также проходят обучение, после тренинга предоставляется вознаграждение за использование(санкции за не использование) изученных навыков на работе.
Деловые игры – метод, в котором участники отрабатывают определенные модели поведения в деловых ситуациях. В деловой игре обычно 2 участника. Помимо двух участников, в игре иногда присутствует наблюдатель. Другая вариация – когда одна пара разыгрывает ситуацию, а все остальные участники внимательно наблюдают. Групповые игры предполагают 4-8 участников. Этот метод наиболее полезен для обучения межличностным навыкам и для изменения отношения к работе. Примеры ситуаций для ролевой игры: проведение интервью, постановка целей для сотрудников, переговоры.
Деловая игра состоит из трех этапов:
Игры – занятия, характеризуемые структурированным соревнованием, которое позволяет сотрудникам выучить определенные навыки. В игре есть правила, принципы и система подсчета очков. Бизнес-игры часто являются групповыми: команды участников соревнуются против друг друга в получении стратегического преимущества, повышении рыночной доли, максимизации прибыли. Игры могут включать анализ информации, принятие управленческих решений. Некоторые игры фокусируются на отдельных областях менеджмента(HR, маркетинг, финансы), другие более комплексны и моделируют организацию в целом. В этом случае, участники управляют компанией и решают различные бизнес-задачи.
Недостатком бизнес-игр является возможность выучить неправильные вещи, низкая корреляция с целями тренинга, а также фокус на том, чтобы победить. Поэтому, в начале игры, тренер должен объяснить цели обучения, чтобы участники фокусировались не столько на желании победить, сколько на желании обучаться.
Симуляции – это модели физических или социальных событий, созданные для репрезентации реальности. Эти модели разработаны для того, чтобы замотивировать и вовлечь участников в процесс обучения, а также достигнуть определенные цели по обучению. Существуют симуляторы управления самолетом для пилотов, симуляторы для водителей, финансовые симуляторы, симуляторы управления крупным предприятием. Симулятор должен сохранять визуальное сходство с реальными условиями работы (оборудованием, выполняемыми заданиями, окружением). Также, симулятор должен создавать психологические ощущения(проблемы, конфликты, временные давления) сходные реальным.
Плюсы тренингов вне рабочего места:
Минусы тренингов вне рабочего места:
Цели тренинга |
Расходы |
Трансфер на работу | ||||
Метод | Знания | Навыки | Отношение | Разработка | Админ. | |
Лекция | Да | Нет | Нет | Низкие | Низкие | Низкий |
Видео | Да | Нет | Да | Высокие | Низкие | Средний |
Дискуссия | Нет | Нет | Да | Низкие | Низкие | Низкий |
Моделирование поведения | Нет | Да | Нет | Высокие | Высокие | Высокий |
Ролевая игра | Нет | Да | Да | Средние | Средние | Высокий |
Кейсы | Да | Средн | Да | Средние | Низкие | Средний |
Короткие кейсы | Средн | Средн | Средн | Средние | Средние | Средний |
Игры | Нет | Средн | Нет | Средние | Средние | Низкий |
Симуляции | Да | Да | Нет | Высокие | Высокие | Высокий |
Тренинги, с использованием технологии | Да | Да | Нет | Высокие | Низкие | Высокий |
4 составляющих модели COMA
3 улучшения в модели COMA по сравнению с моделью Киркпатрика
Автор: Дмитрий Сёмин
Экспериментальный дизайн оценки эффективности тренинга
Квази-экспериментальный дизайн оценки эффективности тренинга
Дизайн D: Оценка после тренинга у группы участников и у control/comparison группы
Дизайн E: Оценка до и после тренинга у группы участников и у control/comparison группы
Дизайн F: Оценка на нескольких этапах до и после тренинга у группы участников и у control/comparison группы
Автор: Дмитрий Сёмин
Условия для практики во время тренинга
Автор: Дмитрий Сёмин
Насколько достоверны и уникальны источники, на основе которых составлялся тренинг?
Насколько компетентен бизнес-тренер?
Автор: Дмитрий Сёмин