Главная / Материалы / Тренинги / 17. Методы проведения тренинга вне работы

17. Методы проведения тренинга вне работы

Автор: Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер

17. Методы проведения тренинга вне работы

Методы проведения тренинга – это техники, используемые для передачи материала во время тренинга. Такие тренинговые методы, как лекции, дискуссии и деловые игры, обычно используются при обучении в зале, в то время, как игры и симуляции могут проводиться вне зала.

Лекция – тренинговый метод, в котором тренер организует материал для обучения и устно его презентует. Аудитория практически не участвует в тренинге. Преимуществом лекции является возможность передать большое количество информации большой аудитории в короткий временной промежуток. Короткая лекция также может использоваться для того, чтобы подчеркнуть ключевые обучающие пункты видео или ролевой игры. Недостатком лекции является отсутствие отработки навыков или же изменения отношения к работе.

Дискуссия – двухсторонняя коммуникация между тренером и участниками, а также между самими участниками.

Дискуссия предоставляет участникам возможность:

  • задать вопросы;
  • узнать о том, чего они не знают, но должны знать;
  • получить ценные советы;
  • обменяться идеями и опытом;
  • узнать больше друг о друге, как о людях.

Дискуссии – это отличный способ развить навыки критического мышления, а также социальные и межличностные навыки.

Аудио-визуальные методы – различные формы медиа (видео, аудио, слайды), которые используются для того, чтобы подчеркнуть ключевые пункты и продемонстрировать определенные поведения. Достоинством данных тренинговых методов является возможность контролировать темп обучения. Более того, видео позволяет продемонстрировать ситуации, которые сложно описать словами, например, общение с враждебно настроенным покупателем, или опасный сбой в работе оборудования.

Кейсы – метод проведения тренинга, в котором участники обсуждают, анализируют и решают задачи, основанные на реальных ситуациях.

Кейсы помогают:

  • привнести реализм в обучение;
  • попрактиковаться в анализе и решении проблем, которые часто встречаются в реальной жизни;
  • научить участников быть креативными и думать самостоятельно.

Некоторые кейсы созданы для того, чтобы оценить правильность действий менеджмента в конкретном случае. Другие требуют глубокого анализа ситуации, разработки собственных альтернатив развития компании и рекомендации определенного курса действий. Кейсы также различаются по тематикам: есть маркетинговые кейсы, HR-кейсы, кейсы на аудит и многие другие. Длина большинства бизнес-кейсов составляет 8-20 страниц текста и 2-15 страниц дополнительных материалов: графиков, финансовой отчетности. Harvard Business School является самым известным издателем бизнес-кейсов в мире.

Мини-кейсы – метод тренинга, в котором одна проблема предоставляется для анализа. Мини-кейсы занимают одну-две страницы. Решение таких кейсов позволяет участнику тренинга применить новые знания на практике. Методы кейсов и мини-кейсов применимы в первую очередь, к обучению менеджмента.

Моделирование поведения – метод тренинга, в котором участники наблюдают, как модель выполняет задание, а затем пытаются имитировать наблюдаемое поведение. Например, эксперт показывает, как правильно продавать в торговом зале или по телефону. Обучение наиболее эффективно, когда участник тренинга может идентифицировать себя с моделью и уверен в экспертизе модели. Данный метод популярен при обучении межличностным навыкам, таким как руководство, переговоры, коммуникации, продажи, а также моторным навыкам. Моделирование поведения происходит в 4 этапа:

  1. Ннаблюдение (моделирование);
  2. повторение (практика);
  3. поощрение (вознаграждение);
  4. трансфер.

Поведение разбивается на ключевые навыки. Каждый из навыков прорабатывается отдельно. Когда первый навык отработан и закреплен, тренер переходит к следующему важному навыку. По завершении каждого из этапов, тренер передает участникам обратную связь. Затем все навыки прорабатываются в связке. При таком подходе, участники получают уверенность в том, что они способны успешно выполнять данное задание.

Например, участники тренинга продаж моделируют с тренера установление контакта с клиентом и практикуются в парах. Затем происходит моделирование выяснения потребностей, презентации, работы с возражениями и завершения сделки. В конце, участники практикуются в применении всех этих навыков одновременно. Таким образом, после тренинга, участники могут не задумываясь, проводить все этапы продажи, так как все навыки были множество раз отработаны.

Максимальный трансфер тренинга в данной ситуации обеспечивается, когда модели показывают примеры правильного и неправильного поведения, сотрудники ставят себе цели, руководители сотрудников также проходят обучение, после тренинга предоставляется вознаграждение за использование(санкции за не использование) изученных навыков на работе.

Деловые игры – метод, в котором участники отрабатывают определенные модели поведения в деловых ситуациях. В деловой игре обычно 2 участника. Помимо двух участников, в игре иногда присутствует наблюдатель. Другая вариация – когда одна пара разыгрывает ситуацию, а все остальные участники внимательно наблюдают. Групповые игры предполагают 4-8 участников. Этот метод наиболее полезен для обучения межличностным навыкам и для изменения отношения к работе. Примеры ситуаций для ролевой игры: проведение интервью, постановка целей для сотрудников, переговоры.

Деловая игра состоит из трех этапов:

  1. разработка. Игра должна быть тщательно продумана: сценарий содержит информацию о времени, месте, ролях и ситуации. Каждому из участников, согласно их роли в игре, предоставляется отдельная инструкция, которая включает в себя цели на предстоящую игру;
  2. разыгрывание ситуации. Участникам передают информацию об их ролях и они проводят деловую игру. Так как участники меняются ролями, деловые игры помогают участникам понять внутренние ощущения всех персонажей игры. Например, при деловой игре, где менеджер магазина общается с недовольным покупателем, «покупатель» ощущает разочарование, когда менеджер небрежно говорит ему, что «это не его департамент»;
  3. разбор после игры. Разбор является самой важной фазой деловой игры и занимает в 2-3 раза больше времени, чем этап разыгрывания ситуации. В этой фазе, участники обмениваются впечатлениями об участии в игре. При обсуждении фактов(что произошло, какие были ощущения), анализируются причины и результаты поведений, планируется использование новых навыков на работе.

Игры – занятия, характеризуемые структурированным соревнованием, которое позволяет сотрудникам выучить определенные навыки. В игре есть правила, принципы и система подсчета очков. Бизнес-игры часто являются групповыми: команды участников соревнуются против друг друга в получении стратегического преимущества, повышении рыночной доли, максимизации прибыли. Игры могут включать анализ информации, принятие управленческих решений. Некоторые игры фокусируются на отдельных областях менеджмента(HR, маркетинг, финансы), другие более комплексны и моделируют организацию в целом. В этом случае, участники управляют компанией и решают различные бизнес-задачи.

Недостатком бизнес-игр является возможность выучить неправильные вещи, низкая корреляция с целями тренинга, а также фокус на том, чтобы победить. Поэтому, в начале игры, тренер должен объяснить цели обучения, чтобы участники фокусировались не столько на желании победить, сколько на желании обучаться.

Симуляции – это модели физических или социальных событий, созданные для репрезентации реальности. Эти модели разработаны для того, чтобы замотивировать и вовлечь участников в процесс обучения, а также достигнуть определенные цели по обучению. Существуют симуляторы управления самолетом для пилотов, симуляторы для водителей, финансовые симуляторы, симуляторы управления крупным предприятием. Симулятор должен сохранять визуальное сходство с реальными условиями работы (оборудованием, выполняемыми заданиями, окружением). Также, симулятор должен создавать психологические ощущения(проблемы, конфликты, временные давления) сходные реальным.

Плюсы тренингов вне рабочего места:

  • большое количество тренинговых методов, которые можно использовать для обучения;
  • отсутствие отвлекающих моментов;
  • количество участников, которые могут обучаться одновременно.

Минусы тренингов вне рабочего места:

  • стоимость разработки и предоставления комплексной программы;
  • необходимость использовать дополнительные инструменты для обеспечения трансфера обучения.

Цели тренинга

Расходы

Трансфер на работу
Метод Знания Навыки Отношение Разработка Админ.
Лекция Да Нет Нет Низкие Низкие Низкий
Видео Да Нет Да Высокие Низкие Средний
Дискуссия Нет Нет Да Низкие Низкие Низкий
Моделирование поведения Нет Да Нет Высокие Высокие Высокий
Ролевая игра Нет Да Да Средние Средние Высокий
Кейсы Да Средн Да Средние Низкие Средний
Короткие кейсы Средн Средн Средн Средние Средние Средний
Игры Нет Средн Нет Средние Средние Низкий
Симуляции Да Да Нет Высокие Высокие Высокий
Тренинги, с использованием технологии Да Да Нет Высокие Низкие Высокий

Следующая статья: 18. Методы проведения тренинга на работе

Категория:

Читайте также

28. Дизайны оценки эффективности тренинга, часть 2

Экспериментальный дизайн оценки эффективности тренинга

Квази-экспериментальный дизайн оценки эффективности тренинга

Дизайн D: Оценка после тренинга у группы участников и у control/comparison группы
Дизайн E: Оценка до и после тренинга у группы участников и у control/comparison группы
Дизайн F: Оценка на нескольких этапах до и после тренинга у группы участников и у control/comparison группы

Автор: Дмитрий Сёмин

mok-youРазработка Маркетингового Агентства MokYou
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с mal-profi.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера, которые помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей.
Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Пользовательским соглашением и Уведомлением об использовании файлов cookie.
Понятно