+7 (495) 215-16-73
sg@semingroup.ru Контакты
Главная   Статьи   7. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения(часть 1)

7. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения(часть 1)

При проведении тренинга, тренер должен не только вовлечь участников в процесс обучения, но и учесть психологические особенности обучения всех участников. Для этого, при создании и подготовке тренинга, необходимо включить в структуру тренинга научные принципы обучения. Так как люди с различными типами устройства психики по-разному воспринимают информацию, тренинг должен быть составлен таким образом, чтобы каждый каждый из участников, независимо от типа психики, получил полный результат от тренинга.

Три этапа обучения модели ACT

Согласно модели ACT (adaptive character of thought) Джона Андерсона, существует три этапа обучения: декларативное знание, компиляция знаний и процедурное знание. В декларативное знание входит знание фактов и информации. Например, при обучении вождению, нужно запомнить список необходимых действий при посадке в машину, знать общее устройство машины. При обучении печати в слепую, нужно запомнить расположение кнопок на клавиатуре. Во время первого этапа обучения, все ресурсы и внимание сосредоточены на обучении. Любое разделение внимания негативно отразится на процессе обучения.

Второй этап обучения называется компиляцией знаний. Этот этап включает в себя интегрирование отдельных действий в поведенческие цепочки для того, чтобы упростить и ускорить выполнение задания. По сравнению с первым этапом, производительность повышается, цепочки действий получается выполнять быстрее и правильнее. Например, при обучении вождению машины, на данном этапе, обучающийся может сесть в машину и начать ее вести без необходимости думать о каждом отдельном действии. Ремень безопасности, закрытие машины, установка сидения и зеркала заднего вида, включение зажигания – теперь все это стало интегрированной цепочкой поведения. По сравнению с первым этапом, требования к фокусировке внимания на процессе снизились. Однако, цепочки поведений еще несколько фрагментированы. Например, водитель будет иногда забывать включать поворотник и совершать различные ошибки. В примере с печатью вслепую, тренирующийся уже сможет достаточно быстро печатать определенные сочетания букв, но не будет владеть всеми клавишами, скорость печати пока средняя.

Третий этап обучения называется процедурным знанием. На этом этапе, когнитивные ресурсы освобождаются. В других словах, навык становится полностью автоматическим, выполнение комплексных заданий теперь возможно с разделением внимания и когнитивных ресурсов на другие задания. Например, водитель может одновременно вести машину и разговаривать по телефону. Касательно печати в слепую, ученик теперь свободно печатает с высокой скоростью, не задумываясь о том, как он это делает. Уменьшение количества внимания, отводимого на выполнение задания не приводит к падению производительности.

Согласно Гагне, существует 5 основных результатов обучения:

  • вербальная информация включает в себя факты, знания, принципы (декларативные знания);
  • интеллектуальные навыки включают в себя концепты, правила и процессы (процедурные знания);
  • когнитивные стратегии - это применение информации и техник для понимания как и когда использовать знания и информацию;
  • моторные навыки - координация физических движений, например, для плавания;
  • отношение – предпочтения и внутреннее состояние, ассоциированное с верой и ощущениями человека.

Существует также модель результатов обучения по Крейгеру:

  • когнитивные: вербальная информация, когнитивные стратегии, организация знаний;
  • навыки: компиляция, автоматизация;
  • эмоциональные: отношение, мотивации.
ВЫВОД №1: в зависимости от того, каковы цели тренинговой программы, выбираются методы проведения тренинга. Выбор методов проведения тренинга оказывает существенное влияние на результаты обучения. Например, использование в тренинге лекции приводит к получению знаний, но не влияет на навыки и отношение к работе. Деловые игры напротив, повышают навыки и влияют на отношение к работе, но не влияют на получение знаний. Дискуссии влияют только на отношение к работе. И так далее. Существует 10 методов, используемых при составлении тренинга, подробно мы их обсуждаем в другой статье.

Следующая статья: 8. Эффективность тренинга обуславливается внедрением научных принципов обучения (часть 2)