Главная / Материалы / Тренинги / 4. Почему вредно читать книжки по саморазвитию

4. Почему вредно читать книжки по саморазвитию

Автор: Дмитрий Сёмин
Бизнес тренер

4. Почему вредно читать книжки по саморазвитию

Казалось бы, что может быть плохого в стремлении развиваться?
Вовсе ничего, более того, это весьма достойное желание. Однако неправильный выбор направления развития и источников информации может обернуться неприятными последствиями. Не все обучение одинаково полезно. Так чем же могут быть вредны книжки по саморазвитию и низкокачественные тренинги личностного роста?Многие прогрессивно настроенные люди занимаются “личностным ростом”. В России это движение началось в начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза первая бизнес-литература и литература по личностному росту начала поступать из-за рубежа. Проблема заключалась в том, что зачастую данная литература(которую обозначим популярной в силу ее распространенности) имела недостоверные источники, а рекомендации авторов не имели под собой никакого научного основания. Тем не менее, многие читатели верили, что смогут достичь желаемых результатов если будут следовать рекомендациям, описанным в популярной литературе. Таким образом, совершив ошибку при выборе источника информации, многие год за годом вкладывали силы и время в весьма сомнительные занятия, получая нулевой результат. Они считали что недостаточно усердно работают над собой или же что прошло еще слишком мало времени чтобы получать результаты. Все было намного проще, ведь совершая неправильные действия, они могли рассчитывать на любой результат кроме желаемого.Ниже перечислены причины, по которым следует избегать определенные категории обучающих продуктов, чтобы не потратить время и силы понапрасну:

1.    Популярная литература.

Практически вся бизнес-литература, которая не относится к учебникам по различным дисциплинам менеджмента входит в эту категорию. Отличительной характеристикой является легкость материала – освоить данную литературу может любой имеющий образование в несколько классов начальной школы. В популярной литературе описываются определенные принципы, которые автор взял из головы и которые ничем не подтверждены кроме того, что автор сказал что ему можно верить. Безусловная экспертиза автора предстает перед читателем в виде фотографии на задней странице книги, с краткой биографией. Согласно научно доказанным процессам мышления, все люди подвержены субъективности и ошибкам в суждениях. Таким образом, если автор не предоставляет каких-либо доказательств, подтверждающих рекомендации в книге, то читатель вынужден ставить будущее своей карьеры или бизнеса на точность субъективных рассуждений автора книги. Читатель начинает следовать рекомендациям автора и получается ситуация “garbage in – garbage out”: рекомендации, которым грошь цена приводят к только к усугублению проблем в компании. Слишком большой риск, не считаете ли?

2. Тренинги личностного роста

Здесь нужно разделить качественные бизнес-тренинги с научно доказанными материалами и профессиональными бизнес-тренерами от непрофессиональных тренингов личностного роста. Цели бизнес-тренингов заключаются в объективном увеличении показателей компании путем развития компетенций сотрудников. В результате тренинга продаж, например, объем продаж увеличивается в среднем на 20% благодаря развитию компетенций продавцов. С тренингами “личностного роста” совсем другая история. Во-первых, здесь целью являются не объективные результаты, а субъективные ощущения. Люди хотят например, стать счастливыми в результате тренинга. Зачастую, чем шире закрыты их глаза, тем счастливее они и становятся, но это не тема данной статьи.  В других случаях, участники хотят “полюбить этот мир”. Таким образом, на тренинги личностного роста приходят люди, которым явно чего-то не хватает в личной жизни, что они стремятся восполнить. Что-то вроде групповой психотерапии. Проблемой здесь является то, что ощущение эйфории после тренинга далеко не обязательно означает, что человек смог развиться в результате тренинга. В большинстве случаев результатом такого тренинга является только краткосрочное повышение настроения. Если вы ходили на какие-то тренинги личностного роста, спросите себя – если бы я вообще не ходил на эти тренинги за последние 5 лет, у меня что-то в жизни поменялось бы? Большие шансы что нет.
К сожалению, реальность такова: когда человек проходит какой-то тренинг личностного роста и в результате не получает никаких видимых результатов или изменений в жизни, то эффект от тренинга нулевой. Что прошел тренинг, что не прошел – разницы нет.

3. Отсутствие конкурентного преимущества

Популярная литература и дешевые тренинги не предоставляют никакого конкурентного преимущества, ведь доступ к этой информации есть у всех! Любой может пойти в Библио-Глобус или же в палатку у метро и купить себе книжку за 300 рублей. То же самое касается и бизнес-тренера самозванца, который купил ту же самую книжку за 300 рублей и на тренинге вам ее перескажет 🙂 И если информация из этой книжки и не повредит компании, а чем-то и будет полезна, она точно не является источником конкурентного преимущества относительно конкурентов. Для того, чтобы обогнать конкурентов, нужно обладать чем-то, чего у них нет. Зато правильный бизнес-тренинг, сочетающий в себе работающие на практике технологии и экспертизу профессионального тренера, позволит компании совершить серьезный рывок вперед, оптимизировать бизнес-процессы и показать желаемые результаты за финансовый период.

PS: 
Есть однако, экстремальные случаи когда люди явно занимаются чем-то не тем. Например, всякие астральные путешествия и прочая изотерика – довольно странные “направления развития” сами по себе. Но что еще более удивляет, так это то, что некоторые “тренеры личностного роста” умудряются  привязать эти практики к успеху в бизнесе. Например, чтобы получить новых клиентов, менеджеры должны не звонить и проводить встречи, а уходить в медитацию и сидеть в астрале, а клиенты сами появятся. Или же поднимать утюг для того, чтобы привести себя в хорошую физическую форму, а не тренироваться в спортзале. То есть, в данном случае действие-результат совершенно не стыкуется

Если вам попадутся тренинги вроде следующих, и вы при этом здравомыслящий человек – бегите как от огня:
“Элементальная психология” – покажите мне хоть один университетский учебник по психологии, изданный на западе, в котором упоминается данный вид “психологии”;
“Практический тренинг по биолокации” – как гласит описание, на тренинге “вы прислушаетесь к информационно-энергетическим потокам земли и сможете находить местонахождения нефти и урана”;
“Геомотивация” – желание упасть лицом в землю. Особенно хорошо идет в сочетании с практическим тренингом по биолокации;
“Псевдолидерство” – умение встревать в разговор когда вас не просят, занимать лидерскую позицию в том, в чем не понимаете и посылать экспертов при каждом удобном случае.
Ну да, геомотивация и псевдолидерство это конечно перебор, но кто знает, может быть какой-нибудь самоназванный гуру их действительно проводит?

Автор статьи: Дмитрий Семин, президент SeminGroup.

www.semingroup.ru

Следующая статья: 5. Почему компаниям выгодно проводить тренинги для своих сотрудников?

Категория:

Читайте также

27. Дизайны оценки эффективности тренинга, часть 1

Что такое дизайн оценки тренинга?

Принципы экспериментальных научных исследований. Какие бывают дизайны оценки тренинга?

Не-экспериментальные дизайны для оценки бизнес-тренинга:

Дизайн А: Оценка после тренинга
Дизайн B: Оценка до и после тренинга
Дизайн C: Оценка на нескольких этапах до и после тренинга

Автор: Дмитрий Сёмин

mok-youРазработка Маркетингового Агентства MokYou
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая работу с mal-profi.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера, которые помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей.
Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Пользовательским соглашением и Уведомлением об использовании файлов cookie.
Понятно